Stratfor: геополитический прогноз на 2013 год. Бывший Советский Союз
После политических волнений 2012 года Россию ждет еще один год антикремлёвских протестов, противостояния между различными политическими группировками и этническими группами, политические репрессии и перестановки в правительстве. В целом, политическая напряженность будет оставаться управляемой и не будет представлять серьезной угрозы Москве. Кремль в этом году сильно повысит свою антикоррупционную активность, которая будет направлена прежде всего на «чистки» в действующих дорогостоящих общенациональных проектах. Преследование опальных государственных чиновников и представителей бизнеса чем-то будет напоминать ситуацию в начале 2000-х.
Изменения в ближнем зарубежье России
В последнее время Россия добилась впечатляющего успеха в восстановлении своего влияния среди стран бывшей советской периферии. После твердой демонстрации своей воли в войне с Грузией в 2008 году, Москва приложила руку и к свержению неугодных ей прозападных правительств в Украине, Грузии и Киргизии, пришедших к власти на волне «цветных» революций. Также Россия более тесно интегрировалась с Беларусью и Казахстаном посредством создания Таможенного союза, который до 2015 года Москва планирует расширить до Евразийского Союза.
Но рост влияния России не является равномерным на всем постсоветском пространстве. Кремль вынужден противостоять как внутренним национальным элитам бывших советских республик, которые сильно отличаются между собой в зависимости от страны происхождения, так и внешним игрокам, стремящимся оспорить влияние Москвы в регионе. Поэтому в 2013 году Россия продолжит наращивать свое присутствие и влияние в одних регионах, тогда как в других она столкнется с серьезными препятствиями.
Как страны, наиболее интегрированные с Западом, государства Прибалтики в 2013 продолжат прикладывать усилия по диверсификации поставок энергоносителей из России и наращиванию экономического и оборонного сотрудничества с Европейским Союзом и НАТО в общем и со странами Скандинавии в частности.
В 2013 году самым важным в российской внешнеполитической повестке может стать налаживание отношений с Украиной. Россия будет форсировать интеграционные процессы с Украиной путем взятия под свой контроль украинской газотранспортной системы и призывами к Киеву присоединится к Таможенному союзу.
В 2012 году Украина могла противостоять домогательствам со стороны России ощутимо снижая свой импорт российского газа. Но это было возможным благодаря режиму экономии и теплой зиме, а не серьезному прогрессу в диверсификации энергопоставок (как в Польше и Прибалтике) или более тесному сотрудничеству с Европейским Союзом. Поэтому в 2013 году следует ожидать, что Киев будет более сговорчивым и готовым идти на компромисс в отношениях с Москвой.
Главной проблемой России на Кавказе в 2013 году будет Грузия. Выход на политическую арену Грузии миллиардера Бидзины Иванишвили и его партии «Грузинская мечта — Демократическая Грузия» усилил влияние России в стране, главным образом за счет антирусского лагеря, возглавляемого президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Президентские выборы в октябре и вступление в силу изменений к конституции позволят Иванишвили в 2013 году сосредоточить власть в своих руках.
Поскольку внешнеполитический компас Тбилиси больше не указывает на Запад и НАТО, а даже наоборот – все идет к нормализации отношений с Россией, Грузия в 2013 рискует оказаться в неприятной для себя ситуации, поскольку новая политическая реальность может привести к напряженным отношениям с другими региональными игроками, обеспокоенными ростом российского влияния, например, с Азербайджаном.
Киргизия и Таджикистан усилят экономическое и оборонное сотрудничество с Россией и продвинутся вперед в реализации своих планов присоединиться к Таможенному союзу в 2014 году. Узбекистан продолжит противиться интеграционному давлению со стороны России, но все попусту, поскольку ничто не указывает на прогресс сотрудничества в сфере безопасности этой среднеазиатской страны с Западом или Китаем.
Россия и Запад
В 2012 году Россия изменила тактику своих отношений с Европой, пытаясь сохранить свое нынешнее присутствие в европейских делах и приберечь кое-какие средства влияния на будущее. Главным рычагом влияния Кремля на Европу является зависимость последней от поставок энергоресурсов из России, и Москва знает, что её влияние окажется под угрозой, если вырастет доля рынка нерусских углеводородов.
Поэтому в 2012 году Россия начала отказываться от агрессивного размахивания энергетическим кнутом, особенно в сфере ценообразования, пытаясь наладить долгосрочные контрактные отношения, которые удержат российскую долю рынка энергоресурсов у её стратегических клиентов, таких как Германия, Италия и Турция. Россия продолжит придерживаться этой стратегии и в 2013 году, строя прямые трубопроводы в Европу.
Также Россия попытается снизить свою зависимость от европейского потребительского рынка, запустив несколько крупных энергетических проектов в Восточной Сибири с прицелом наладить в будущем поставки нефти и газа на азиатские рынки.
Главной целью энергетической политики России в Европе является заключение стратегических союзов, особенно с Германией, чтобы иметь влияние в регионе. Тем не менее, усилия России в этом направлении будут в 2013 году ограниченными: во-первых, Россия по прежнему не перестает навязывать Европе свое видение энергетической и оборонной политики; во-вторых, Германия будет занята решением более срочных внутренних проблем.
Поскольку Россия все же пытается наладить нормальные отношения с крупнейшими европейскими потребителями её нефти и газа, она скорее всего будет избегать агрессивной стратегии по другим направлениям, в том числе по поводу планов США разместить в Европе в этом году системы ПРО.
Соединенные Штаты и Российская Федерация продолжат консультации по поводу торговых отношений, нового договора о ядерных вооружениях и роли Москвы в Иране и Сирии. По мнению Stratfor, ничего серьезного, что могло бы застопорить переговоры по этим и многим другим вопросам, произойти не должно.
Безопасность в Центральной Азии
Низкий уровень нестабильности и противостояния, который наблюдался в Центральной Азии в 2012 году, продолжится и в 2013. Главным образом насилие и вооруженное противостояние в регионе будет вызвано политическими факторами, например, в Казахстане, где остро стоит вопрос о том, кто же станет приемником действующего президента Нурсултана Назарбаева.
В Узбекистане и Киргизии продолжится противостояние, ожидаются приграничные вооруженные столкновения. Особенно острой будет ситуация в Таджикистане, поскольку там в ноябре 2013 года будут президентские выборы и существует риск, что политическая нестабильность может привести к возобновлению некоторых тлеющих элементов гражданского противостояния, как это здесь было во время гражданской войны в 1990-х.
Непрекращающееся региональное соперничество между этими странами (которые делят между собой беспокойную Ферганскую долину) может легко привести к возникновению в любой из них какого угодно конфликта, который легко перешагнет государственные границы. Более того, запланированный на 2014 год вывод войск США/НАТО из Афганиста может спровоцировать в Центральной Азии дополнительные проблемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий